Намоленное вместо

Нет в мире такой доброй вещи, которую человек не смог бы употребить во вред себе и окружающим. Конечно же, сами по себе псалмы никак не могут быть «неправильными». Написанные по наитию Духа Божьего, они запечатлели в себе удивительное событие — встречу человека с Богом в собственном сердце. И в этот опыт богообщения каждый из нас может войти через чтение псалмов. Мера этого вхождения у всех будет разной. И все же с каждым из нас при чтении этих молитв может произойти маленькое чудо — слова древних авторов в какой-то момент вдруг станут нашими словами, и тогда уже к нашему сердцу прикоснется Господь, уже от себя будем мы обращаться к Нему с восхвалением, благодарностью или просьбами.

Дух Божий действует в псалмах с такой силой, что их искреннее и внимательное прочтение способно отогреть сердце человека в самом тяжелом горе, размягчить его в ледяном ожесточении, просветить во мраке уныния и безнадежности. И в этом смысле они действительно способны помочь, когда мы осознаем собственное бессилие перед свалившимися на нас напастями. А поскольку псалмы сочинялись авторами в самых различных обстоятельствах их жизни, то вполне разумно и нам в своих нуждах читать их не как попало, а находить среди псалмов наиболее близкие по содержанию именно нашим проблемам.

Ничего крамольного в этом нет. Если уж на то пошло, все православное богослужение в основе своей состоит из Псалтири. Псалмы являются ядром, основанием любой службы. Из суточного богослужебного круга нет ни одного богослужения, в котором бы они не использовались. И понятно, что введены они туда не хаотично, а в соответствии со смыслом каждого момента богослужения. В Требнике также псалмы читаются сообразно каждой конкретной потребности. Так почему бы христианину и в домашней своей молитве не использовать в различных случаях подходящие по содержанию псалмы?

Списки псалмов, распределенных для мирян по этому принципу, составляли такие почитаемые в Церкви люди, как преподобный Арсений Каппадокийский и преподобный Паисий Святогорец. И, наверное, на этом разговор о «неправильных молитвах по списку» можно было бы закончить, если бы не уже упомянутая здесь особенность падшего человека — использовать любое Богом данное благо себе во вред.

Дело в том, что эти же списки псалмов преподобного Арсения сегодня можно увидеть на тысячах сайтов, посвященных магии и колдовству.

И когда поисковик на запрос «псалмы на разные случаи» вдруг выдает тебе несколько десятков страниц с заявлениями в стиле «Практикующая потомственная ведьма, специалист по черной, любовной, денежной магии научит правильно пользоваться псалмами», тут уже и поневоле задумаешься: а правильное ли дело я затеял? Нужно сказать, что оккультисты и маги всех расцветок довольно часто заимствуют у христиан их святыни для своих сомнительных мероприятий. У колдунов и ведьм можно увидеть и кресты, и иконы, и лампадки, они даже рекомендуют своим посетителям сходить в храм, помолиться, поставить свечку, исповедаться и причаститься. Понятно, что колдуны придают этим предметам и действиям совсем иные смыслы, радикально отличающиеся от их церковного понимания. Но печальный факт такого «нецелевого» употребления христианских святынь вовсе не ставит под сомнение сами святыни. Злоупотребление не отменяет употребления. И, конечно же, псалмы на разные случаи жизни тоже не становятся «неправильными молитвами» из-за того, что их используют маги и колдуны.

Однако принципиальное различие между магическим и христианским отношением к тем же псалмам следует твердо знать каждому, кто собирается их читать. Различие это достаточно простое, и заключается в следующем.

При магическом отношении псалмы превращаются всего лишь в инструмент для достижения определенных целей — богатства, здоровья, власти, семейного благополучия, удачи в делах. Бог в этом случае человеку не очень интересен, и нужен лишь постольку, поскольку обеспечивает получение желанных благ.

Христианское же отношение предполагает, что главным благом и целью любого молитвенного обращения является Сам Бог. А самой большой бедой для человека может стать отпадение от Него. Именно поэтому любое дело в своей жизни нужно освящать молитвой (например, псалмами), призывая имя Божие, духовно соединяя себя этой молитвой со своим Творцом.

Жил старик со своею старухой Собственно, при внимательном

прочтении псалмов это очевидно и без всяких пояснений. Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, …ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь (Пс 62:2–4) — эти слова царя Давида исполнены такой удивительной любви и такого горячего желания быть с Богом, что любые меркантильные просьбы на их фоне выглядят просто пошлыми и неуместными. И потому неудивительно, что распределение псалмов по различным категориям житейских нужд вызывает смущение у чуткого христианского сердца. Это нормальный здоровый страх перед опасностью скатиться к пошлости в главной сфере жизни человека — в его отношениях с Богом.

Подмена любви выгодой и холодным расчетом всегда выглядит омерзительно и жалко. Хрестоматийный пример такой магической пошлости вывел Пушкин в своей «Сказке о рыбаке и рыбке». Обезумевшая от непомерных амбиций старуха и безвольный старик, против собственного желания идущий у нее на поводу, — прекрасная иллюстрация того, что происходит в человеческой душе, поддавшейся искушению магического прочтения псалмов. С одной стороны, такой человек вроде бы и понимает, что обращаться к Богу за социальными и материальными благами как-то неприлично. Но с другой стороны какая-то темная часть его естества словно нашептывает ему: «Дурачина ты, прямой простофиля, воротись, поклонися рыбке, выпроси у нее…». Чем заканчиваются в религиозной жизни такие магические компромиссы с собственной совестью, тоже всем хорошо известно из гениальной пушкинской сказки: постепенно, шаг за шагом душа человека начинает воспринимать Бога как своего слугу, и в итоге желает уже, чтобы Бог всегда был «… у ней на посылках».

Поэтому для христианина все эти списки псалмов на разные случаи должны быть лишь еще одним напоминанием о важнейшей истине: мы живем в этом мире не сами по себе. Мы призваны к бытию любящим нас Богом, и у Него есть вполне определенный замысел о каждом из нас. Лишь живя согласно этому замыслу, мы можем обрести в своей жизни счастье, мир и полноту бытия. Узнать же волю Бога о себе можно только одним способом — постоянно обращаясь к Нему в молитве, спрашивая Его, прося, жалуясь, благодаря или воспевая. И если человек сумел организовать свою молитвенную жизнь при помощи списка псалмов на разные случаи, тогда за него можно только порадоваться. Собрался ли он в дорогу или ложится спать, заболел ли, или устраивается на новую работу, обрадовался, огорчился, пребывает в сомнении — любое событие становится для него поводом для обращения к Богу. А с Богом человеку всегда хорошо, где бы он ни был и что бы с ним ни происходило.

Но если читать псалмы как магические заклинания или обереги, это непременно закончится катастрофой. И не в том дело, что Бог накажет за такое. Человек, желающий поставить Бога себе на службу, уже наказал себя сам, как несчастные старик со старухой из пушкинской сказки. Все земные блага Бог дает людям и так, без всяких просьб с их стороны. Но меру этих благ Он определяет для каждого из нас в соответствии с нашим духовным состоянием, насколько мы способны вместить их без вреда для себя. Так, для старика и старухи этой благой мерой оказалось разбитое корыто и землянка. Ну а что происходило с этими персонажами, когда она оказалась превышена, мы хорошо знаем еще с детства.

Однако, изменяя себя, человек способен изменить и обстоятельства собственной жизни. Очищая свое сердце от жадности, зависти, злобы, мы с удивлением обнаружим, что и промысел Божий о нас изменился сообразно нашему новому устроению. Что Бог посылает нам уже новые блага, которые мы не смогли бы воспринять раньше. Но для этого нужно стать таким, каким тебя хочет видеть Бог. А лучший способ изменить себя — молитва. Потому что без Божьей помощи никакие перемены к лучшему в человеке произойти не могут. Чтение псалмов действительно может сделать нашу жизнь совсем иной, однако не стоит рассматривать этот принцип как еще один магический «лайфхак», позволяющий человеку стать богаче и успешнее. Потому что вместо богатства и успеха Бог может послать бедность, нищету и болезнь. Но именно они и будут восприняты человеком как самое настоящее благо, ведь лекарства бывают и горькими. А быть счастливым совсем не обязательно значит получать то, что ты хочешь. Скорее, это означает любить то, что у тебя есть, и быть благодарным за это.

Не знаю, чего мне просить у Тебя! Английский писатель-христианин Клайв Льюис замечательно сформулировал главный принцип разделения людей в их отношениях с Богом: «…есть только два вида людей: те, кто говорит Богу: «Да будет воля Твоя” и те, кому Бог говорит: “Да будет воля твоя”». Здесь имеется в виду, что человека, который долго и упорно отвергает благую и спасительную волю Божью о себе, Господь в конце концов оставляет наедине с его собственной, поврежденной грехом человеческой волей, влекущей к погибели.

Именно по этой линии проходит различие между магическим и христианским прочтениями псалмов. Готов ли ты предать себя Божьей воле, какой бы она ни оказалась, или же наоборот — желаешь любыми способами осуществить свою собственную волю? Ответив на этот вопрос, каждый из нас способен безошибочно определить, правильно ли он молится, ищет ли он в своих молитвах Бога или же лишь надеется попользоваться от Него некими благами, словно блудный сын из евангельской притчи, требующий у отца свою долю имения. А

чтобы еще удобнее было понять свои подлинные намерения, можно перед псалмами на каждый случай жизни читать молитву святителя Филарета Московского. По духу она очень близка к псалмам и является своего рода духовным камертоном, помогающим настраивать душу на нужный лад. После этих удивительных слов, наверное, никто уже не сможет читать псалмы на магический манер: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня более, нежели я умею любить Тебя. Отче, дай рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе открыто; Ты видишь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

Оригинал ФОМА он-лайн