Богиня в каждой женщине

Каждая женщина — главная героиня в сценарии своей жизни. Каждой из нас знакомо так называемое «шестое чувство», которое проявляется в самых нестандартных ситуациях. Но далеко не всегда мы готовы следовать внутренним побуждениям. Эти могучие силы, определяющие наши поступки и чувства, называют архетипами, которые можно описать с помощью образов древнегреческих богинь. Проявляясь в женщине как внутренние источники, богини оказывают влияние на все сферы нашей жизни — взаимоотношения с мужчинами и женщинами, родителями и детьми, а также помогают разобраться в собственных побуждениях. Читая на первый взгляд сказочные мифы, вы наверняка узнавали в каком-то из них себя. И это не случайно, ведь мифологические сюжеты отражают наши собственные жизненные ситуации. Чтобы лучше понять сущность каждой из богинь и их взаимоотношения с другими божествами, вначале следует рассмотреть их в мифологическом контексте. Схемы «богинь» помогают объяснить определенные трудности во взаимоотношениях и механизм возникновения влечения, который женщины того или иного типа питают к определенным мужчинам. Предпочитают ли они мужчин властных и преуспевающих? Невзрачных и творческих? Инфантильных? Какая именно «богиня» незримо подталкивает женщину к определенному типу мужчин? Подобные схемы обусловливают ее выбор и устойчивость взаимоотношений. Схемы самих взаимоотношений также несут на себе отпечаток той или иной богини. «Отец и дочь», «брат и сестра», «сестры», «мать и сын», «мать и дочь» или «влюбленные» – каждая такая пара представляет собой конфигурацию, характерную для определенной богини. Каждая женщина наделена божественными дарами, которые следует изучить и с благодарностью принять. Кроме того, у каждой есть установленные свыше границы, которые нужно распознать и преодолеть ради того, чтобы измениться. Женщина не в силах противиться схеме, заданной основополагающим архетипом богини, пока не осознает самого существования в себе такого архетипа и не попытается воплотить с его помощью свой потенциал.

АРТЕМИДА

Артемида, богиня охоты и Луны, прежде всего, отличается независимостью женского духа. Она всегда уверена в своих мотивах и жизненных принципах. Качества этой богини проявляются уже в маленьких девочках — они всегда отличаются активностью и всецело поглощены изучением всего нового. В подростковом возрасте она демонстрирует стремление к состязанию, проявляет упорство, смелость, волю к победе. Считается, что Артемида не восприимчива к любви. Ее лозунг: «Я сама могу о себе позаботиться». Она всегда действует уверенно и независимо. Женщина-Артемида отдает много сил работе. Конкуренция для нее не помеха, даже наоборот — она стимулирует к действию. В творчестве Артемида выражает свое подчеркнутое личное видение мира. Ее интересы вполне могут быть далеки от коммерции и не обеспечивать славу. В молодости женщины-Артемиды погружены в работу и не думают о замужестве. Сексуальный опыт она приобретает зачастую вследствие своей склонности к исследованиям и приключениям. Артемиду не привлекают властные мужчины, также как и отношения «мать-сын». Она всегда сохраняет позицию равенства, чаще всего выбирает себе в мужья коллегу по работе или же конкурента. Более того, мужчина интересен ей до тех пор, пока она испытывает потребность в охоте, если же он демонстрирует малейшее проявление слабости — то моментально попадает в немилость. Женщина-Артемида едва ли ассоциируется с ролью матери, но если она принимает решение родить ребенка — всерьез принимает эту новую роль. Нередко Артемида бывает безжалостной. Она зачастую не прощает причиненные ей и ее близким обиды, всегда отстаивает свою точку зрения и склонна к активным действиям.

Чтобы преодолеть ограниченность выраженного архетипа Артемиды, для женщины важно развивать свои потенциальные способности: восприимчивость и умение строить близкие отношения. Ей необходимо стать уязвимее, научиться любить и заботиться. В этом ей может помочь любимый мужчина (реже – женщина) или же она должна родить ребенка. Нередко позитивные изменения возможны лишь в том случае, если женщина-Артемида на некоторое время «останавливается», когда она уже достигла намеченных целей или потерпела неудачу либо же после того, как в ней гаснет упоение состязанием или «охотой». Любящему ее мужчине следует либо ждать этого момента, либо уповать на помощь Афродиты.

АФИНА

Богиня мудрости Афина известна практичностью и стратегическими навыками. Она, прежде всего — интеллектуал, умеет не поддаваться эмоциям, уверена в себе и старается избежать сложностей. Такими качествами, как неуязвимость и цельность, Афина очень похожа с Артемидой. Из всех богинь-девственниц, только Афина ищет общество мужчин, но в процессе взаимодействия не нуждается в эмоциональной близости. Мудрость Афины и ее умение распределить свои силы дают преимущества в конкурентной борьбе. Афина проявила себя как лучший стратег во время Троянской войны, ее вмешательство принесло грекам победу в сражении. Архетип Афины символизирует преуспевание в бизнесе, учебе, научной и политической деятельности. Она всегда блистает там, где необходима воля и дипломатические способности. Будучи известной как богиня ремесел, молодая Афина может превосходить девушек-свертниц в вязании, шитье и вышивании. Все, что она делает, всегда и функционально и одновременно с этим красиво. В школьном возрасте она общается преимущественно с мальчиками интеллектуально ей равными. В отношении с мужчинами ее тянет к могущественным, имеющим авторитет, то есть соответствующих архетипу «мужчины-хозяина». Женщина-Афина живет головой, мужчины привлекают ее скорее в качестве друзей и покровителей, нежели любовников. Пока усилия сосредоточены на карьере, Афина остается незамужней либо же заключает «выгодный брак», если не преуспела на профессиональном поприще. Она всегда — подруга и союзница своего мужа, заинтересованная в его успехе. Поскольку страсть в любовных отношениях ей не присуща, Афина может недооценивать интереса мужа к другой женщине. Мать-Афина с нетерпением ждет, когда ее дети подрастут и она сможет беседовать с ними и строить совместные планы. Любознательность и честолюбие детей для нее высшая награда вложенных усилий в воспитание. Средний возраст — лучшая пора для Афины, она редко питает иллюзии и поэтому не разочаровывается. Даже прожитые годы не оставляют следа на ее облике, Афина остается энергичной и практичной женщиной, которая активно занимается работой и домом.

Рациональная Афина никогда не теряла головы, сохраняла самообладание и не поддавалась зову сердца. Она жила по принципу «золотой середины» и не была подвластна эмоциям и иррациональным побуждениям. Большинство других богинь (кроме Гестии) либо давали волю своим чувствам и причиняли страдания другим, либо были преследуемыми и сами страдали. Афина же всегда была неуязвимой для иррациональных побуждений, над ней не довлели чувства, ее действия были обдуманными, а не импульсивными. До тех пор пока женщина следует Афине, она не станет жертвой чужих или своих собственных эмоций. Ее проблемы возникают из-за того, что она психологически «носит доспехи» и потому не может развить многие другие аспекты своей личности.

ГЕСТИЯ

Гестия (в Риме — Веста) — богиня домашнего очага, архетип внутренней мудрости. Он движет женщинами, которые считают ведение домашнего хозяйства самой значимой деятельностью. Каждая мелочь у нее учтена, Гестия — образцовая хозяйка. И что немаловажно — домашние хлопоты приносят ей тихую радость и умиротворение. Гестия всегда смотрит внутрь себя и интуитивно ощущает происходящее. Это приводит прежде всего к эмоциональной обособленности и невнимательности к окружающим. Как женщина, она спокойна, тиха, скромна, никому не навязывает свое присутствие. Маленькая Гестия — милый, «легкий» ребенок, отличается самодостаточным качеством спокойствия. В подростковом возрасте она старается избегать общественных драм и бурных страстей. Женщины-Гестии привлекают мужчин, тянущихся к спокойным, скромным женщинам — хранительницам очага, которых вполне устраивает мужская роль главы семьи и добытчика. Сексуальность для нее — не самое важное, но, как говорится «во время еды аппетит у нее пробуждается в полной мере». Гестия — прекрасная мать. Иногда она бывает сдержана, но всегда с любовью заботится о детях и уделяет им достаточно внимания. Ее не пугает одиночество, Гестия принимает его без сожаления. Прежде всего, Гестия представляет самость, духовный центр женской личности, дающий смысл жизни.

Гестия — одна из самых интровертных богинь в Олимпе. Причем, «домашний очаг» в этом архетипе понимается не «дом-семья». Гестия — это иногда и «незамужняя тетушка», символ дома и огня.

Эта богиня направляет свое внимание на внутренний мир, интуитивные ощущения, она лучше всех понимает окружающих, их истинные мотивы. Отсутствие индивидуальности, медитативность, мудрость вне интриг — всё это про Гестию. Сценарий такой женщины предполагает наличие мужа, но он не является смыслом её жизни.

Служительницы храмов — яркие представительницы данного архетипа. Пример известной женщины — Мать Тереза, она соединила в себе архетипы Деметры и Гестии.

Развитие Гестии полезно увлекающимся личностям, уставшим от социальной активности. Спокойное созерцательное времяпрепровождение, неспешное, расслабленное занятие домашними делами, осмысленность — это то, что «пробуждает» в женщине Гестию.

Как архетип внутренней мудрости, Гестия лишена негативных аспектов. Поэтому не удивительно, что для архетипа Гестии не характерны обычные для других архетипов негативные патологические схемы. Она не была связана с другими божествами или смертными. Она – образец отрешенности, который может быть причиной одиночества и обособленности женщины. Главные трудности для женщин-Гестий связаны с тем, чего Гестии недоставало. Из всех богов и богинь Олимпа она одна не была представлена в человеческом облике, не имела образа или личины. И она не была вовлечена в романтические интриги или конфликты: у нее абсолютно не было практики и умения действовать в этих областях. Трудности женщины-Гестии увеличиваются, когда она отваживается покинуть убежище дома или храма, чтобы проложить свой путь в мире. Будучи интровертной личностью и сталкиваясь с быстрым, нередко состязательным темпом других, она может остаться не у дел до тех пор, пока не разовьет другие стороны своей личности. Тем, для кого, этот образ основной, необходимо «привлекать» Афродиту, Афину и Артемиду для того, чтобы пробудить свою индивидуальность и женственность.

ГЕРА

Величественная прекрасная Гера (у Римлян — Юнона) известна как богиня брака. Гера, богиня брака, была уважаема и оскорбляема, почитаема и унижена. Она в большей степени, чем любая другая богиня, имела четко выраженные положительные и отрицательные свойства. То же верно и для Геры-архетипа, могущественной силы радости и боли в личности женщины. В ней проявляется главное желание — быть прежде всего женой. Без партнера ее жизнь пуста и бессмысленна. Гера всегда преданна и верна мужу, готова терпеть многое и поддерживать его в трудный период. Ее привлекают компетентные, преуспевающие мужчины. Гера тяжело переживает измену мужа. Как правило, она не выражает ему своего недовольства, но зато яростно реагирует в сторону второго виновника (другую женщину или даже своих детей). Отверженная Гера способна на многое. Девушка-Гера раньше других стремится выйти замуж. Прочные отношения с юношей для нее приоритет номер один. Гера может добиваться признания и успеха на профессиональном поприще, но никогда не поставит карьеру во главе. Для нее сексуальность и замужество неразделимы, поэтому Гера способна хранить себя до брака. У Геры всегда есть дети, так как их рождение — тоже часть роли жены. Хотя она далеко не всегда находит с ними общий язык. Замужняя Гера — состоявшаяся женщина, она легко переживает все кризисы жизни. Незамужняя — глубоко несчастна. Поэтому хороший брак — источник ее смысла жизни. Осознание своих уязвимых мест помогает Гере сделать первый шаг на пути выхода за ее пределы и развивать в себе качества других богинь.

Этот архетип противоречив, так как, с одной стороны, именно благодаря ему так устойчив институт брака, а, с другой, образ Геры — тот сценарий, которым не на шутку увлекаются женщины и «залипают» в нем.

Гера видит смысл жизни в любви к мужу, для неё принципиальна его верность. В случае измены, весь гнев направляется в адрес соперницы. Геру обычно не нужно пробуждать в женщинах, только, если она не «сбежавшая невеста». В связи с тем, что в патриархальном обществе «замужество» транслируется как главное достижение женщины, стремление быть женой закладывается в девушках с детства.

Сложность архетипа Геры в умении сохранять дистанцию в отношениях с любимым, определять и устанавливать личные границы, одним словом, оставаться собой.

Осознание влияния Геры и понимание ее уязвимых мест представляет первый шаг на пути выхода за ее пределы. Многие женщины могут оглянуться на свои предыдущие близкие отношения и ясно увидеть в ретроспективе, что они были слишком нацелены на замужество. Если в женщине преобладала Гера и если у нее была подходящая возможность, она могла выйти замуж сразу после школы, или в результате летнего романа, или, что случается, за какого-нибудь мужчину, которого плохо знала. Когда женщина находится под влиянием Геры, она, весьма вероятно, выйдет замуж за первого представительного мужчину, который сделает ей предложение, или за любого подходящего мужчину, с которым встречается, не остановившись, чтобы рассмотреть, кто именно будет лучшим для нее. Было бы лучше всего воспротивиться желанию выйти замуж, пока она не узнает поближе своего жениха. Какой у него характер? Насколько он эмоционально зрелый человек? Готов ли он остепениться? Насколько для него важна верность? Что в действительности испытывает она к нему как к человеку? Насколько они совместимы? Честный ответ на этот вопрос имеет решающее значение для будущего счастья женщины-Геры. Однажды выйдя замуж, она будет зависеть от характера мужчины, который стал ее мужем, и от его способности любить ее. Решать, кем она станет – Герой осуществленной или яростной, разочарованной Герой, будет он. На помощь Гере могут прийти Персефона (легкость быть юной и себялюбивой), Афродита (наслаждение партнером «здесь-и-сейчас») и Афина (умение отстаивать свое мнение).
ДЕМЕТРА

Деметра (в Риме — Церера) — богиня плодородия и земледелия. Деметра – архетип материнства. Она представляет материнский инстинкт, осуществляемый через беременность, через физическое, психологическое или духовное питание и воспитание других. Этот могущественный архетип может указать последующее направление жизни женщины, оказывает значительное влияние на близких ей людей, а также определяет склонность женщины к депрессии в случае, если ее потребность выращивать и воспитывать отвергается – или что-либо препятствует ее осуществлению. Деметра — великодушна и щедра, с удовольствием заботиться о доме и семье. Она страстно желает стать матерью, для нее это как самореализация в жизни. Деметра вполне может вырастить и приемных детей, которые никогда не усомнятся в полноте ее чувств к ним. Она ощущает вину за любое событие, негативно повлиявшего на детей. Чувствует себя опустошенной, если сталкивается с неодобрением собственных детей. Сила матери — второе свойство Деметры. Ее желание дать детям ВСЕ, упорство, настойчивость и терпение могут повлиять даже на самого могущественного мужчину. Маленькая Деметра — любительница игры «дочки-матери», она заботливо убаюкивает своих кукол и проявляет желание помогать няньчить своих младших сестер-братьев. Деметра очень способная девушка, но не честолюбива, не тяготит быть интеллектуалом и чаще всего выбирает профессию, связанную с помощью другим людям. Сексуальность для нее не стоит на первом месте, хотя она женственная и любящая женщина. В основном секс для Деметры существует для продолжения рода, а не для удовольствия. Женщине-Деметре необходимо свой архетип использовать и в собственных интересах, заботиться о себе, научиться говорить «нет», когда это необходимо. И быть в жизни не только Деметрой.

Архетип Деметры заложен в каждой женщине, как инстинкт продолжения рода. Деметра заботлива, щедра, ответственна, великодушна и терпелива. Она кормит и заботится о детях.

Но…так же, как и Гера, может сыграть злую шутку с женщиной — забота и ответственность отнимают игривость и сексуальность.

Если у женщины существует некий внутренний вакуум любви к себе, она попытается заполнить его ребенком, что не на руку ни ей, ни ребенку. «Сверхмать» и «гиперопека» — минусы архетипа Деметры. Заигравшиеся в маму женщины забывают о себе и мешают развиваться ребенку, делая его инфантильным. Более того, именно у Деметры больше всего проблем с мужчинами.

Женщины-Деметры обнаруживают, что воплощаемый ими материнский образ, включая затруднения при попытке сказать «нет», легко узнаваем. Однако они слишком часто не способны осознать свои негативные чувства и негативное поведение по отношению к другим. Поскольку эти чувства и действия представляют то, что в наибольшей степени нуждается в изменении, развития женщины-Деметры не происходит, пока она не увидит картину в целом. У женщин-Деметр хорошие намерения, которые, вместе с потребностью видеть себя в качестве хороших матерей, блокируют их способность реально понять ситуацию. Такие женщины часто занимают достаточно жесткую оборонительную позицию. Они опровергают критику заявлениями о своих добрых намерениях («я ведь только старалась помочь») или списком своих многочисленных положительных и щедрых поступков, действительно ими совершаемых.

По той же причине – отождествления с хорошей щедрой матерью, из-за которой женщине-Деметре трудно сказать «нет», она сопротивляется и осознанию своего гнева по отношению к тем, кого любит. По тем же самым причинам она не хочет осознавать свое пассивно-агрессивное поведение, желание чрезмерно контролировать или воспитывать зависимость. Однако она понимает, что, не будучи ценимой, испытывает разочарование и может впадать в депрессию. Если женщина стремится изучить эти состояния, она может постепенно осознать свои отрицательные стороны Деметры. Осознание их является самой большой ее проблемой. Изменение поведения женщины-Деметры представляет более легкую задачу. Лучший сценарий Деметры — направить инструменты любви и заботы в адрес самой себя. Деметра обязательно должна провоцировать в себе Афродиту (сексуальность и творчество), Персефону (юность и привлекательность) и Афину (разумный и рациональный подход к вопросам).

ПЕРСЕФОНА

Персефона (в Риме — Прозерпина или Кора). В отличие от Геры и Деметры, представляющих архетипические образы, связанные с сильными инстинктивными чувствами, Персефона, как модель личности, не ощущает такого принуждения. Если структуру личности задает Персефона, это предрасполагает женщину не действовать, но находиться под воздействием и влиянием других людей – быть податливой в поступках и пассивной в отношениях. Персефона-девушка также позволяет женщине казаться вечно юной. У богини Персефоны было два аспекта: Девушки (Кора) и Повелительницы подземного царства. Эта двойственность проявляется в виде двух архетипических моделей поведения. Женщины могут находиться под влиянием одного из двух этих аспектов, могут перерастать из одного в другой или иметь в своей душе и Кору, и Повелительницу. Согласно мифу, она была похищена в юном возрасте Гадесом, после чего стала повелительницей подземного Царства. Этот аспект развивается в женщинах по мере обретение опыта и роста. Персефона любит находиться под влиянием других людей, быть податливой в зачастую пассивной. Она прежде всего, мамина дочка — тихая, скромная, очень хочет ей нравиться, быть защищенной от жизненного опыта. Юная Персефона любит мужчин, хотя не всегда ей хватает страсти. Открытость, гибкость, восприимчивость Персефоны — качества, в которые необходимы каждой женщине. От нее неотделима юность, Персефона всегда выглядит моложе своих лет. С мужчинами она — женщина-ребенок, наивная и застенчивая в отношениях. Персефона привлекает юных мужчин, «крутых» (которым нравится ее молодость и неопытность), и мужчин, которые себя неуютно чувствуют рядом со взрослыми женщинами. Сексуально пробуждается постепенно, со временем Персефона обнаруживает, что она — страстная женщина. На предложение руки и сердца Персефона часто отвечает «я подумаю» и еще будет долго сомневаться, хочет ли она замуж, зачастую мужчина уговаривает ее сказать «да». Близкие отношения с мужчиной также могут быть средством отделения от своей матери. В работе Персефона прилежна, но не проявляет инициативу и упорство. С детьми ей нелегко, ощущать себя подлинной матерью для Персефоны — задача из разряда сложных. Женщине-Персефоне необходимо учиться взрослеть, брать обязательства, бороться с нерешительностью и пассивностью.

Персефона олицетворяет молодость и восприимчивость. Восприимчивость понимается как принятие решений за свою жизнь другими людьми. Персефона всегда юна и прекрасна, она не может определиться со своими желаниями, выбрать мужа и путь карьерного роста, да и вообще считает, что «мама лучше знает». Пассивность и податливость — её черты. Образ «женщины-ребенка».

Сложность Персефоны в том, что она еще не осознает свои желания. Принимая обязательства, женщине-Персефоне необходимо бороться с Корой внутри себя. Она должна, решив выйти замуж, сказать «да», не скрещивая! при этом в уме пальцев. Если она поступает искренне, замужество может постепенно трансформировать ее из вечной девочки во взрослую женщину. Если она начинает делать карьеру, ей также необходимо принять обязательства и сохранять их как для своего личного развития, так и для того, чтобы добиться успеха.

Для того чтобы женщина-Персефона могла выйти за пределы Персефоны-Коры, она должна взять на себя ответственность, сталкиваясь с жизнью, заботиться о себе сама. Для многих привилегированных дочерей такая независимость становится впервые возможной после расторжения брака. До сих пор они делали именно то, что от них ожидалось. Они являлись защищенными дочерьми, вышедшими замуж за подходящих мужчин. Иногда они разводятся потому, что рассматривают замужество как плен. Они не трансформировались через брак; и вот теперь они обнаруживают, что ритуалом перехода для них может стать развод. Только когда рядом с ними больше нет человека, который или все делает за них, или постоянно их критикует, некоторые женщины-Персефоны могут начать развиваться. Лучшим учителем становится необходимость, когда они должны сами зарабатывать себе на жизнь и сами справляться с текущими водопроводными кранами и различными платежами. Женщина-Персефона может развиваться в нескольких различных направлениях, являющихся внутренними потенциальными возможностями своего архетипа. Развитие также возможно через пробуждение архетипов других богинь. Архетипы Афродиты (наслаждение и чувственность), Афины (определение стратегии и целеустремленность) и Деметры (забота о других и ответственность) помогут выйти из замкнутого круга Персефоне.

АФРОДИТА

Афродита — богиня любви и красоты (в Риме — Венера), под чары которой попадали и смертные, и боги. Архетип Афродиты управляет способностью женщины наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью и чувственностью. Соприкосновение со сферой любви приводит в действие могущественные силы у многих женщин. Будучи истинно женской силой, Афродита может быть столь же требовательной, как Гера и Деметра (два других сильных инстинктивных архетипа). Афродита побуждает женщин осуществлять и творческую, и порождающую функции. Действия Афродиты не ограничиваются сексуальностью и романтикой. Платоническая любовь, духовная связь, глубокая дружба, взаимопонимание, сопереживание — проявления ее любви. От других богинь она ярко отличается собственным качеством сознания — Афродита воспринимает предмет своего внимания и одновременно чужое внимание к себе. Архетип Афродиты управляет способностью женщины наслаждаться любовью и красотой, сексуальностью и чувственностью. Женщины с таким ведущим архетипом влюбляются часто и легко. Они обладают личным магнетизмом, которое притягивает мужчин в эротически заряженное поле. Женщина, находящаяся под влиянием Афродиты, имеет детей потому, что испытывает страсть к мужчине, поэтому в большинстве ее беременности незапланированные. Будучи ребенком, маленькая Афродита — кокетка, любит носить красивую одежду и быть в центре внимания. Юность и молодость — для нее решающее время, когда девушка может оказаться зажатой между возбуждением Афродиты внутри себя и реакцией окружающих. Если работа не захватывает Афродиту эмоционально — она не представляет для нее интереса. Творческая компонента — важная составляющая любой деятельности для нее. Афродита очень любит детей, а они любят ее. Дети такой женщины преуспевают и развивают свою индивидуальность. Если привлекательность для Афродиты не является главным источником получения удовольствия от жизни — возраст не будет являться для нее проблемой. Такие женщины остаются изящными, энергичными, с головой бросаются в интересующую их работу. Нелегко иметь Афродиту в качестве ведущего архетипа, ведь власть этой богини может обернуться и разрушительной стороной. Женщинам необходимо осознать значимость и других интересов, чего богиня не делает.

Афродита не только любила, но и была крайне творческой личностью. «Увлечься» человеком, местом, занятием, значит, впасть в состояние богини любви. Любая влюбленность — это встреча с внутренней Афродитой. Выражение любви, ощущение познания и близости человека — это Афродита. Она превращает любое общение в искусство и аккумулирует энергию. Образ поведения такой женщины притягивает мужчин, потому что она бережет Мечту мужчины. Афродите сильна и сексуальна, она испытывает всю палитру чувств, так как живет «здесь-и-сейчас».

Знание о своей архетипической схеме поведения полезно для всех типов женщин, особенно для женщин-Афродит. Оно помогает им понять свою «данную богиней» природу – сильную половую энергию, способность легко влюбляться и испытывать эротическое притяжение, чего лишены многие другие женщины. Такое знание помогает женщине-Афродите освободиться от ощущения вины из-за того, что она такая, как есть. В то же время она должна осознать, что ей следует отслеживать свои значимые интересы, поскольку богиня этого не делает.

Хотя архетипы других богинь могут не просматриваться в женщине-Афродите явно, обычно они присутствуют хотя бы в латентной форме. В связи с определенными жизненными переживаниями они могут получить влияние компенсируя или видоизменяя энергию Афродиты в женской душе. Если «Афродита» развивает какое-либо умение либо приобретает мастерство или образование, вероятно, станут важными архетипы Артемиды и Афины. Если она замужем и имеет ребенка, стабильное влияние могут приобрести Гера и Деметра. Если благодаря медитации она развивает Гестию, то может легче сопротивляться экстравертной силе эротического притяжения. А развитие интроверсии Персефоны позволит женщине-Афродите скорее испытывать сексуальное переживание в фантазии, чем в реальности.

Когда женщина-Афродита осознает свою модель поведения и решает видоизменить его так, чтобы она сама или те, кого она любит, не были задеты и обижены, наступает главная перемена. Совершая выборы и формируя возможные последствия, она сможет однажды установить свои приоритеты и действовать согласно им. Связанный с развитием путь, которому она может следовать, описывает миф о Психее. Все творческие женщины — Афродиты. Минусом этого архетипа является импульсивность, но в нашем разумном мире оказывается гораздо сложнее «возродить» этот архетип в женщинах. Консерватизм и пуританское мышление «душит» этот сценарий в женщинах, поэтому так много проблем в семьях. Деметра, Гера и Афина в женщине «забивают» обязательствами и нормами Афродиту.

Жизнь женщины состоит из множества фаз, каждой из которых соответствует одна или несколько наиболее влиятельных богинь. Развитие творческого начала, переориентация с рациональности на чувственность, включение креативности и спонтанности — то, что нужно современным женщинам для счастья. Научитесь чувствовать, развивайте осознанность.

Согласно исследованиям, ведущими субличностями в женщине обычно становятся — Гера, Афина или Афродита. Они «тянут одеяло» на себя, не реагируя на других богинь, делая жизнь женщины менее насыщенной. Научившись «вызывать» в себе каждую из богинь в нужный момент, можно быть разной, интересной и уместной в любых отношениях.

Однако женщина может ограничиться и одной богиней, которая будет последовательно вести ее через все этапы ее жизни.

Чтобы «призвать» богиню, следует сосредоточиться на ней при помощи воображения, постараться мысленно увидеть, почувствовать, ощутить ее присутствие. Лишь после этого вы можете обратиться к ней с просьбой даровать вам свою силу.

Примеры таких обращений:

∙ Афина, помоги мне ясно думать в этой ситуации.
∙ Персефона, помоги мне оставаться открытой и восприимчивой.
∙ Гера, помоги мне быть верной своим обязательствам.
∙ Деметра, научи меня быть терпеливой и великодушной, помоги мне стать хорошей матерью.
∙ Артемида, помоги мне сосредоточиться на поставленной цели.
∙ Афродита, поддержи меня в любви и помоги наслаждаться своим телом.
∙ Гестия, удостой меня своим присутствием, даруй мне мир и безмятежность.

Источник: Джин Шинода Болен «Богиня в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь».