Астролог эксперт. Бесплатно
Мы в ВКОНТАКТЕ , Фейсбук


ЗАКАЗАТЬ Персональный расширенный гороскоп

Что такое искушение

Мужчина бог

В современности многие верующие придает легкомыслию термин «искушение», часто употребляя его для описания даже малозначительных событий в жизни, начиная от поломок техники и заканчивая опозданиями на встречи по работе. Однако, как определено Церковью, что на самом деле представляет собой искушение? Является ли оно неотъемлемой частью христианского пути, или же можно как-то защититься от его влияния? Ответы на эти вопросы я поискать решил у протоиерея Алексея Сысоева, служащего в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе.

— Отце Алексей, что в нашем представлении означает искушение?

— Вопреки всем ожиданиям, искушение является одной из величайших ценностей нашей жизни. Искушение — это неотъемлемое испытание, через которое осуществляется Божий замысел. Без них человек бы не был в состоянии продвигаться в направлении святости, не имел бы стимула для развития и познания духовных и творческих границ. Другими словами, без искушения человек не сможет сделать ни одного шага. Несмотря на то, что первое искушение в раю привело к падению и разрыву связи между человеком и Богом, отцы Церкви утверждают, что именно благодаря искушению человек обрел осознанность и, свободно выбирая добро и отвергая зло, стал праведником.

Если рассмотреть греческий глагол «пейрадзо», который означает «искушать», то помимо значения «подвергать испытанию», он также переводится как «проверять ценность кого-то или чего-то». А слово «искусство», с которым мы так хорошо знакомы, происходит от древнеславянского слова «искоусъ», означающего «испытание» или «проверка». Таким образом, человек, претерпевшей искушение, становится более опытным и мудрым.

Искушение само по себе неразрывно связано с злом, которое проникает в наш мир со всех сторон. В христианском понимании Бог не является автором зла и смерти. Он не радуется гибели несправедливого. Однако, Господь использует эту злую силу для того, чтобы человек, преодолевая искушение, стал подобен Христу. Так же, как Христос некогда в пустыне во время 40-дневного поста отверг три искушения сатаны, утвердив истину жизни (см. Мф 4:3-7; Лк 4:6-8).

В преданиях приведена история о катастрофе, произошедшей на Небесах, когда Люцифер и некоторые ангелы отвергли Бога. По словам Священного Писания, Бог создал человека для бессмертия и сотворил его по образу вечности. Но из-за зависти дьявола в мире появилась смерть, и все, кто принадлежит ему, испытывают ее в своей жизни (см. Прем 2:23–24).

— Чем же именно дьявол позавидовал человеку?

— Он позавидовал человеческой уникальности, таинственной и необъяснимой для него глубине. В раю сатана сумел соблазнить человека, введя его в состояние греха. Человек стал пленником смерти и, в каком-то смысле, потерял свой дом и уязвимость. Однако, он до сих пор имеет возможность через покаяние и борьбу с искушением восстановить связь с Богом и одолеть дьявола.

Удивительным образом сам сатана стал орудием Божьим. Господь начал использовать его, чтобы человек, преодолевая его насмешки и запугивания, становился совершеннее и развивался как христианин, достигая окончательной победы над суетностью жизни.

Инициатором искушения является дьявол. Его сила, которой он старается уничтожить человека, огромна. Она продолжительно производит гибель и представляет угрозу всему существующему.

Без сомнения, человеческая жизнь непредставима без искушений. Преподобный Исаак Сирин отчётливо говорит об этом: «Промысел Божий не раскрывается в отсутствии искушений; без них невозможно обрести дерзновение перед Богом, овладеть мудростью Духа и укрепить Божественную любовь в своей душе». Ведь без искушений мы не сможем достичь особого внутреннего спокойствия и сосредоточенности.

Более того, сама природа человека – его физическое и духовное состояние – является искушением для него.

С самого детства человек сталкивается с глубоким внутренним противоречием: он воспринимает свою ограниченность, слабость и немощь, однако в то же время ощущает нечто неизмеримое и загадочное внутри себя, что ставит его выше всего творениями Бога в этом мире.

С одной стороны, мы полностью потеряны, мы ничего не знаем и не понимаем, мы реагируем на происходящее неумело, делаем ошибки, пропускаем моменты. Наши физические способности значительно уступают возможностям большинства животных, которые оперативнее, ловчее и лучше приспособлены к окружающей среде. Они без колебаний принимают инстинктивные решения, поскольку они неразрывно связаны с природой, в то время как человек – нет. У него нет определенного места в этом мире, он всюду ощущает себя чужим и постоянно ищет своего места.

Человек не знает, что ждет его завтра, а прошлое быстро стирается и теряет свои очертания. Более того, человек плохо понимает, как ему следует жить в настоящем. Сознание, которое есть у него, делает это особо сложным: мы пребываем в сомнениях, неуверенности в выбранном жизненном пути.

Однако человек чувствует, что получил уникальный жизненный дар, сознание само по себе выводит его в разные стороны, и в то же время открывает перед ним бесконечные возможности развития и совершенствования.

Человек поставлен Богом выше всего творения, что подтверждается в первых главах Бытия. Его призвание огромно, как писал апостол Павел: «Тварь с надеждой ждет явления сынов Божьих, потому что тварь оказалась во власти суеты не добровольно, но по Божьей воле, в надежде, что и сама тварь будет освобождена от смертного состояния и приведена в свободу и славу детей Божьих» (Рим 8:19–21).

Это внутреннее противоречие человека – его слабости, ограниченности и возвышенному призванию, богатству дарований и неисчерпаемой, ему самому непознанной глубине – напоминает о гамлетовских муках. Возникает поле ужасного напряжения, в котором личность изначально подвержена искушению. Более того, человек не может просто отказаться от этого своего существования. Он должен принять вызов искушения и достойно его преодолеть, осуществить «явление сынов Божьих», то есть стать богоподобным, полноценно раскрыть все силы и дары, которыми Господь наделил человека.

— А что делать, если кто-то отказывается принять этот вызов? Если ему достаточно простой и скромной жизни без искушений, без стремления к «святости» и «возвеличению»?

— Если человек не готов ответить на этот зов, он начинает вести привычную, обыденную жизнь — и сущность его бытия становится пренебрежимой. Естественные, инстинктивные инстинкты начинают доминировать над ним. Но это углубление в природу — это тоже большая мука — никогда не прекратится, потому что, как я уже упоминал, человек не может отказаться от самого себя, от Богом дарованного. Если его индивидуальность не желает нести бремя своего существования, то его внутренний мир закрывается, и он начинает видеть только поверхностное, случайное, упуская самое существенное и важное. Такой человек живет в суете, и это очень опасно, потому что, как сказал один святой, поверхностность — зло.

«Поверхностный» человек становится легкой мишенью для манипуляций, его духовный иммунитет мгновенно снижается. И Богу это не по вкусу, потому что, вводя каждого человека в этот мир, Он полностью и безоговорочно доверяет ему, признает его, и человек, проживая время, отведенное ему на земле, должен оправдать это доверие, должен прогулять его пред Господом. Вот главный вопрос, который стоит перед каждым человеком в ситуации искушения. Сможет ли человек жить как христианин — творчески и ответственно? Не как простое животное, которое следует заложенной в него жизненной программе, а как божественная личность.

Однако здесь мы сталкиваемся с другой проблемой. Человек не живет в изоляции. Он окружен другими людьми, которые равны ему во многом. Но человек понимает, что внутри него, как в создании, которому дано господство над всем творением, спит злой демон, от которого он не может отказаться по какой-то причине. Что-то внутри него внезапно пробуждается, и он причиняет боль своему ближнему, отталкивает его, унижает его.

Так возникает новое искушение: человек окружен теми, кто ему равен, и он должен поступать правильно с ними, полностью принимая их. И если человек сумел победить этот злой демон внутри себя, если он удержался от нанесения вреда другому, то тем самым он защитил нашу общую человечность.

Таким образом, считаю, что достойное преодоление искушений связано с нашим отношением к ближнему. Но кто считается ближним?

Ближний — это не просто сосед, человек, с которым нам довелось столкнуться случайно, например, в поезде или на остановке. Однако идеал состоятельности требует, чтобы мы увидели в этом друге человека сына Божьего. И когда это осознание наступает, когда сосед становится ближним, все становится на свое место и ваша жизнь рассчитана по правильной структуре.

Таким образом, появляется связь между тобой, мной и Христом. Только во Христе мы обретаем способность преодолеть свое эгоистическое начало, преодолеть недостаточное, и совершить правильный поступок. Таким образом, ближний — это тот, кого мы видим, видим так, как видит его Бог. Только после преодоления этого искушения человек становится действительно творческим.

Вместе с тем, мир вокруг нас невозможно охватить полностью, объяснить его, понять его — ни изнутри, ни извне. Он представляется нам понятным и знакомым только когда мы ограничиваемся поверхностным взглядом. Если же мы смотрим глубже, тут же сталкиваемся с неразрешимыми проблемами. Поэтому объяснить мир невозможно — это вне наших сил. Мы можем только пройти через него.

А что значит пройти?

Это значит следовать по пути, проложенному Христом. Вспомним, что Сам Господь сказал о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь. Да, мир как таковой мы не можем познать, но у нас есть нечто более ценное — это наш правильный поступок. Исходящий из нас правильный поступок преображает нас, приводит нас на путь. Мы преодолеваем свое эго, освобождаемся от себя, от самоцентризма. В своем отношении к другим мы сдерживаем себя, мы не отторгаем людей, не обижаем их только потому, что они нас раздражают. Через правильный поступок, признавая в других ближних, мы оправдываем все человечество и все сущее в мире.

Таков потрясающий по глубине замысел Господа о нас. Он не хотел быть одним Святым, Всесильным, Благим. Бог захотел, чтобы Его творение в его чудесной, несказанной тайне и красоте было кому-то полностью открыто. Кто-то должен был, как писал Григорий Богослов, стать достойным зрителем этого мира. Но, чтобы увидеть его, как Бог, человек должен пройти путь искушения достойно.

— Но ведь в молитве «Отче наш» христиане просят: «И не введи нас во искушение». Разве это не противоречит Вашим словам?

— Нет, не противоречит. Ведь мы уже поняли, что искушение — основное условие всей человеческой жизнедеятельности. Оно поднимает человека в его активности, в его человечности, ведет его, намекает на что-то. Искушение наполнено дразнящей, провокативной силой. Однако без помощи Божьей человек был бы просто раздавлен его тяжестью.

Вспомним, что сказал Христос апостолу Петру во время Тайной Вечери: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк 22:31). Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место: «Что значит: “сеять”? Водить, обводить, колебать, двигать, потрясать, терзать, как бывает с семенами, просеваемыми через решето; но Я, говорит, не допустил, зная, что вы не можете перенести искушения, потому что, выражение: “чтобы не оскудела вера твоя”, показывает, что если бы Христос допустил, то вера его оскудела бы».

И преподобный Иоанн Кассиан о словах об искушении в молитве «Отче наш» пишет: «Итак, слова молитвы: “не введи нас во искушение” — не то значат, что “не попусти нам когда-либо искуситься”, но “не допусти нам быть побежденными в искушении”.

Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо “не даде безумия Богу” (и не произнес ничего неразумного о Боге. — Прим. А. С.; Иов 1:22) — и не осквернил уст богохулением, на что склонял его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя».

Когда человек оказывается перед лицом искушения, вся Церковь и все его близкие христиане должны молитвенно мобилизоваться, встать плечом к плечу, чтобы оказать всю возможную духовную и моральную поддержку в этом испытании. Такова тонкая двойственность искушения: с одной стороны, оно необходимо человеку, а с другой — требует чрезвычайного внимания, осторожности, собранности, полного доверия Богу, без помощи Которого искушение просто может человека раздавить и дьявол восторжествует над ним.

Именно поэтому верующий ни в коем случае не должен самостоятельно искать, «нарываться» на искушения, о чем Василий Великий пишет, например: «Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». А Исаак Сирин предупреждает: «Молись, чтобы не войти во искушение прежде всего касательно веры твоей». Святой подсказывает, что дьявол главный свой удар всегда пытается нанести именно по нашей вере. Поэтому ни в коем случае нельзя терять присутствия Божия: человек — в какой бы ситуации он ни оказался — должен понимать, что испытание, которое он проходит, — не случайность. Он должен смотреть на искушение глазами веры, не допуская досады, раздражения, ропота: такая реакция порождается нашим эгоизмом. И если человек допустил в себе ропот, то он, как мы уже сказали, становится внешним, а значит — чрезвычайно уязвимым. Внешнее необходимо претворить во внутреннее, а внутреннее — это и есть сфера веры: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11:1).

Можно привести пример, чтобы лучше понять, о чем пишут святые отцы. Представьте себе маленького ребенка, который ползает повсюду, все пытается потрогать, его все интересует. Он находится в стадии первого и самого завораживающего знакомства с миром. И в процессе этого знакомства он хоть и получает ссадины, накапливает опыт своих первых ошибок, но тем не менее развивается, осмысляет себя в мире и сам мир. Однако если за ним не будут следить родители, если он с этим совершенно незнакомым для себя миром останется один на один, то жизнь его окажется под угрозой.

Так и Бог через искушения, которыми Он попускает испытывать нас, дает нам возможность двигаться к совершенству, к праведности или, если угодно, к духовному взрослению. Но, как заботливый Родитель, Господь не оставляет нас с этими испытаниями один на один, чтобы мы не искалечились и не погибли, но двигались к Благу.

— Какую помощь оказывает в искушении человеку Церковь?

— Бог для того и устроил Церковь, что в ней мы получаем помощь через установленные Им таинства, обретаем поддержку через наставления священства. Только в Церкви человек, ослабленный борьбой, смущенный, иногда и совершенно потерянный, может получить необходимое укрепление. Здесь его встречает духовник, здесь невидимо его укрепляет Бог, дает ему пищу — Святое Причастие, освящает подвиг этого человека, чтобы он был не страдальческим, а святым. Так человек, находясь в Церкви, становится настоящим воином Христовым.

— Но как понять, что является искушением, а что нет? Существуют ли какие-то критерии?

— Нет, никаких критериев, конечно, нет. Искушение — это всегда индивидуальное, личностное событие. И только сам человек способен определить для себя, что с ним происходит и через что он проходит.

Мы слишком привыкли к ярлыкам, к каким-то понятным разграничителям, к написанным за нас инструкциям, а это очень опасно. Потому что духовную жизнь человека нельзя подгонять под сетку жестких классификаций, которой мы затем будем слепо руководствоваться.

Живой, творческий путь веры при таком подходе просто невозможен. Именно поэтому, кстати,
когда верующие сегодня все свои жизненные неудачи называют искушением, то они празднословят, а в празднословии, сказано, не избежишь греха (Притч 10:19).

— А в Вашей жизни бывали ли такие события, которые Вы точно определяли для себя как искушения?

— Нет, такое под диктофон не говорят. Это всегда сохраняется в тайне и об этом говорить публично я никогда не стану. Нельзя внутреннюю жизнь какого бы то ни было человека выносить на суд журнальной статьи.

Нужно помнить, что искушение — это школа, в которой мы учимся быть как бы «проводниками» непрерывного потока Божественной любви. В искушении мы переплавляем наше сердце, открывая для себя совершенно новый взгляд на мир — взгляд любви. А любовь — это важнейшее Имя Бога. Так человек становится соработником Богу, и даже более того — становится Богом по благодати.
Оригинал ФОМА он-лайн

https://subscribe.ru/digest/style/religion/n248787958.html